Интересные факты об украинском Рождестве и святках
Содержание:
Знаете ли Вы, что в противовес разрекламированным западным праздникам вроде Хэллоуина или Дня святого Валентина, которые становятся весьма популярными сейчас, в Украине существуют собственные, не менее интересные, веселые и феерические. Начинаются они с приходом одного из наиболее важных и почитаемых праздников для каждой украинской семьи – Рождества Христова, а длятся всего 12 дней, до Крещения.
Рождественские праздники на нашей земле – это действительно сказочный и радостный период, который сопровождается торжественными гуляниями, шутками, колядками и веселыми костюмированными представлениями – вертепами. Традиции и обряды, приуроченные к рождественским святкам, существуют уже не одну сотню лет, и многие из них были основаны еще во времена Киевской Руси, в дохристианский период. С тех пор они стали самобытной частью культуры украинского народа – уникальным явлением для всего мира.
Святой вечер – 6 января
Неотъемлемой частью празднования рождественских праздников всегда был дидух – сноп из пшеничных, ржаных или овсяных колосьев, который украшали веточками калины, лентами или засушенными цветами. Это наполненное древней символикой украшение вносили в дом накануне Сочельника и оставляли в углу возле икон – в самом почетном месте в доме.
Важно было выбрать для дидуха первый или последний сноп колосьев, собранный во время жатвы, поскольку издавна он знаменовал чрезвычайно радостное событие – завершение полевых работ и успешный сбор урожая. Кроме того, по легенде, когда родился Иисус Христос, в его конюшне было очень холодно, поэтому Иосиф взял сноп соломы и закрыл ею щель в стене. С тех пор такие снопы стали символизировать тепло и уют.
Украинское название такого снопа является не случайным, ведь растолковать его можно как дедовский дух, то есть дух предков. Также он является символом урожая, плодородия, оберега рода, благополучия и духовных ценностей украинцев. Традиция делать дидуха на праздники свидетельствует о большом уважении людей к своим предкам.
Выносили дидуха из дома в каждом регионе в разные дни – на второй день Рождества, перед старым Новым годом или на Крещение, после чего в сопровождении песен и танцев сжигали его на дороге. Обряд сжигания означал, что душам умерших, которые на праздники спустились на землю, пора возвращаться обратно на небеса.
Существовали обычаи прыгать через горящий сноп, чтобы быть здоровым в течение всего следующего года. Считалось, что пепел от дидуха обладает целебными свойствами, поэтому его целый год хранили в платке за иконами.
Пожалуй, все знают об обычае (и многие его придерживаются) готовить на Святой ужин первую кутью, которую называют богатой, поскольку кроме нее на стол ставят еще одиннадцать постных блюд. Готовится такая кутья из толченой пшеницы или ячменя (иногда из риса), приправляется медом, орехами, маком и изюмом. Также на столе должны быть вареники, борщ, рыба, картофель и, конечно же, душистый узвар. Все блюда символизируют собой 12 месяцев в году и 12 апостолов – учеников Иисуса Христа. Под скатерть на стол с блюдами часто кладут четыре зубца чеснока на каждый угол – для защиты от нечисти, которая охотно гуляет в эту ночь.
Как только на небе в Сочельник появляется первая звезда, вся семья садится за праздничный ужин, начиная трапезу с традиционной молитвы. В это время хозяин дома должен благословить ужин, попробовать кутью, перекрестить ее и подбросить немного к потолку. Если прилипнет хоть несколько зерен – следует ждать хорошего урожая.
Для детей настоящим развлечением была традиция прятаться под столом, становиться вблизи дидуха и имитировать голоса разных животных: коров, кур, свиней, коз, овец и т. д. Делалось все это для того, чтобы в доме водилось много такой живности в следующем году.
После застолья остатки пищи не забирали, а оставляли на ночь, так как по поверьям в это время духи предков приходят в дом, чтобы поужинать. Кто-то с той же целью оставлял кутью, пироги и ложки возле дидуха на ночь.
Рождество
В этот день люди идут в церковь на праздничное богослужение, которое начинается еще с ночи. Вскоре семья собирается на завтрак или обед (уже не постный) и начинает готовиться к встрече гостей во второй половине дня. Считалось, что первым гостем на Рождество должен быть мужчина, парень или мальчик, которого непременно угощали в своем доме. Девушек и женщин первыми в дом старались не пускать, так как по поверью они могли «принести беду».
Уже после полудня молодежь собиралась в группы и начинала колядовать (в некоторой местности это происходило сразу после Святой вечери). Обычно компании колядников формировали парни, которые выбирали между собой старшего – «березу», а также «козу», «пастуха» и других обрядовых персонажей. «Козу», в частности, одевали в вывернутый мехом наружу полушубок, цепляли рога, хвост и колокольчик на шею. «Береза» обязательно должен носить с собой восьмиугольную звезду, как символ знаменитой Вифлеемской звезды, знаменовшей рождение Иисуса. В некоторых регионах традиционных участников группы колядующих могли сопровождать «цыган», «еврей», «врач», «смерть с косой» и другие.
Парни заходили в каждый двор, просили разрешения начать свои поздравления и, получив согласие, начинали петь колядки, шутить и разыгрывать различные комические сценки. В песнях-колядках хозяину с хозяйкой, а также всей их семье желали счастья и здоровья, благополучия, хорошего урожая и приплода скота. Все упомянутые действа имели характер живого вертепа – уличной театральной драмы с заранее заготовленными костюмами, ролями и стихотворными текстами.
Такое представление обычно состояло из двух частей – религиозной и светской. Целью религиозной составляющей было извещение всех людей о рождении Христа, в то же время светская часть сочетала в себе различные шуточные истории с участием персонажей вертепа. В XIX веке в таких действах начали использовать еще и шопки – небольшие домики-макеты с изображением Вифлеемской конюшни в ночь рождения Христа или кукольными фигурками святой семьи.
Хозяева искренне благодарили гостей за поздравления и одаривали их различными вкусностями: яблоками, орехами, бубликами. Иногда и в дом за праздничный стол приглашали. Колядников с нетерпением ждали в каждом доме, и считалось, что чем больше их придет, тем удачливее для семьи будет следующий год.
В некоторых регионах Украины колядовать ходили не только парни, но и девушки собственными группами. Пели они во дворах, в дом не заходили, а носили с собой фонари в виде звезды или месяца, которые привязывались к длинным жердям и каждому издалека указывали на то, что идут девушки-колядники.
Щедрый вечер
13 января встречают большой церковный и народный праздник – Маланки, или Щедрый вечер. Еще утром этого дня начинают готовить вторую обрядовую кутью, которую называют щедрой. Празднуют весело и торжественно: с щедривками, танцами, поздравлениями и пожеланиями. Хозяйки пекут пироги, блины и готовят вареники, чтобы было чем угощать щедровальников и посевальщиков, которых с нетерпением ждут на Щедрый вечер в своих домах.
Как и на Рождество, молодежь собиралась в группы и от заката солнца до поздней ночи ходила с «козой» и водила «Маланку». Оба действа тесно переплетались между собой и главным образом отличались названием и количеством участников.
Вождение козы – одна из древнейших рождественских мистерий, которая, несмотря на неоднократные изменения, сохранилась в Украине до наших дней. Берет свое начало этот обряд еще с дохристианского периода и сочетает в себе различные элементы театрального искусства: песни, танцы, пантомиму и, прежде всего, – пародийно-юмористические представления.
Коза с давних времен для многих народов мира, в том числе и для украинцев, была тотемным животным, образ которого связан с чествованием предков и символизирует плодородие, урожай и богатство. Вот почему это животное остается одним из главных действующих персонажей любимых праздничных действ в канун старого Нового года. Ключевыми моментами «вождения козы» является ее танец, сценическое умирание и воскресение, которые олицетворяют круговорот природных сил и возрождение всего живого после зимнего замирания.
Парни и девушки в некоторых регионах проводили описанные выше театральные представления отдельными группами, в других это делали только ребята, тогда как девушки тем временем щедровали. Персонажи спектаклей и их количество могли меняться в зависимости от местности, но обязательно среди них должны были присутствовать коза и Маланка (Меланка). Мальчишеская компания выбирала Маланкой того парня, который хорошо умеет шутить, и переодевала его в женское платье. К ней присоединялись дед, баба, врач, цыган, казак, еврей, журавль, медведь и многие другие. Исполнители «ролей» приветствовали хозяев дома и разыгрывали различные развлекательные сценки о «ссорах бабы и деда», «доении козы», «ее смерти и воскресении» и др.
У девушек сценки были свои. По самому популярному сценарию одна девушка примеряла на себя образ невесты Маланки – одевала ленты, бусы, венок и тому подобное. Другая наряжалась в костюм парня и играла роль ее жениха Василя. Остальные девушки – это веселые свидетельницы. Все вместе ходили по дворах и под окнами щедровали и разыгрывали настоящую украинскую свадьбу Маланки и Василя.
Все традиционные мистерии обязательно сопровождались щедривками – украинскими величальными песнями, с помощью которых гости восхваляли хозяина дома и его семью. В чрезвычайно богатой и поэтической форме высказывались щедривками пожелания хорошего урожая, приплода скота и богатства. Такие песни вызывали искреннее восхищение у всех слушателей и настраивали каждого на хорошее настроение, счастье и порядок на весь год.
Когда-то щедривки играли роль веснянок, поскольку до XV века украинцы встречали Новый год в марте – время, когда с юга возвращаются птицы. Вот почему много таких песен содержат упоминания о ласточках, кукушках и вьюрках – похожих на воробьев весенних птицах.
Обойдя все знакомые дома, молодежь по традиции шла на перепутье жечь дидуха и прыгать через костер, чтобы защититься от нечистой силы, которая гуляла всю ночь.
14 января с восходом солнца ребята набирали в сумку зерна и шли посевать. Сначала заходили к крестным родителям, родственникам и близким, а потом уже и ко всем знакомым. Посевальщик, придя в дом, сеял зерном и поздравлял всех с Новым годом. Главными участниками этого обряда всегда были лица мужского пола, так как по поверью первым в дом на Новый год должен зайти мужчина, чтобы принести в дом счастье.
Щедрик, щедрик, щедривочка...
Одной из самых известных украинских щедривок является прославленный «Щедрик», в частности в авторской обработке композитора Николая Леонтовича. Именно его версию «Щедрика» хорошо знают и любят не только в Украине, но и во всем мире под названием Carol of the bells, то есть «Колядка колокольчиков».
В свое время наша щедривка попала в Америку с первыми украинскими иммигрантами и настолько понравилась американцам, что впоследствии для нее была создана англоязычная версия. С тех пор Carol of the bells разлетелась по всем континентам. Даже сейчас в разных странах ее поют на Рождество, активно исполняют на праздничных концертах и используют в качестве музыкальных заставок для многих фильмов.
Крещение
Заканчиваются рождественские святки 19 января, на праздник Крещения Господнего. По традиции в этот день люди идут в церковь святить воду. Считается, что святая вода является целебной и ею можно лечить различные недуги. Известен и тот факт, что она не портится, не имеет запаха и может храниться в таком состоянии до следующего года.
С этой воды начинается утром праздничная трапеза, хозяин кропит всех членов семьи и дом, чтобы в нем в течение года царил порядок и покой. Во время завтрака ни в коем случае нельзя ссориться и ругаться, так как из-за этого вода может потерять свои целебные свойства. Водоемы освящаются под открытым небом, вырубаются со льда большие кресты, которые ставят вблизи и часто украшают с помощью веточек калины и сосны. Желающие купаются в проруби, стремясь защитить себя таким образом от болезней.
Накануне праздника – 18 января, отмечается второй Святой вечер, или «Голодная кутья». В течение всего этого дня люди постятся и ничего не едят, а с появлением первой звезды на небе садятся ужинать. На стол подают постные блюда с обязательными кутьей и узваром. В некоторых западных регионах Украины именно «Голодную кутью» праздновали как Щедрый вечер, то есть ставили в доме дидуха и ходили щедровать..
Традиций и поверий, связанных с Крещением, существует немало. Например, женщины до этого дня старались не полоскать белье в воде, так как считалось, что там сидят черти и могут уцепиться. Девушки же умывались святой водой, чтобы быть румяными. В течение всех праздников женщины по воду не ходили, делали это только мужчины.
После Крещения начинался новый свадебный период, который знаменовался различными развлечениями и досугом не только для молодежи, но и для взрослых. Парни и девушки регулярно собиралась на вечерницах, а семьи часто ходили друг к другу в гости.
Вы смотрели