Как зарядить аккумулятор без негативных последствий?
Содержание:
До начала уничтожения украинской инфраструктуры в 2022 году на слуху были только автомобильные аккумуляторы. Сейчас же многие покупают себе эти устройства домой в качестве альтернативных источников энергоснабжения. Неправильные эксплуатация и зарядка в домашних условиях иногда приводят к печальным последствиям, в чем мы можем убедиться из новостей. И резонно возникает вопрос, как заряжать аккумуляторы, чтобы они не выходили из строя, и самое главное, не взрывались. Давайте разбираться вместе.
Покупайте товары из статьи
Виды аккумуляторов
Чтобы разобраться, как заряжать аккумулятор, сначала нужно знать, о каком устройстве идет речь, ведь на рынке существуют несколько видов:
- Свинцово-кислотные аккумуляторы состоят из свинца и кислоты, что и так понятно из названия. Также конструкцией предусмотрены отдельные изолированные друг от друга емкости, в каждой из которых есть кислота и свинцовые пластины. Они сравнительно дешевые и чаще всего используются в автомобилях (80% всех современных моделей). У этого вида есть несколько недостатков: при сильном разряде могут «замерзать», нужно контролировать состояние электролита (уровень, плотность, не допускать закипания), их нельзя устанавливать в закрытом помещении, так как испарение опасно для здоровья.
- Гелевые аккумуляторы – это по сути усовершенствованный подвид свинцово-кислотных устройств. Главное отличие, что внутри не жидкость, а гель. К тому же здесь используется свинец, который прошел тщательную очистку. Среди их преимуществ: сравнительно быстрая зарядка, электролит не испаряется, можно менять положение, емкость остается прежней при длительном простое, на его качества не влияют сильные разряды, срок службы до 15 лет. Ну а главный недостаток – высокая стоимость по сравнению с предыдущим типом. Такие устройства можно устанавливать дома в качестве дополнительного источника электроэнергии, ведь они не имеют вредных испарений.
- Литий-ионные аккумуляторы (Li-ion) имеют в своей основе литий, который может взаимодействовать с другими элементами: кобальтом, марганцем, титаном и железофосфатами. В зависимости от этого литий-ионные аккумуляторы делятся на соответствующие виды. Li-ion могут принимать любые формы и размеры, что делает возможным их использование для разных устройств: смартфонов, планшетов, ноутбуков, цифровых фотоаппаратов и видеокамер, портативного электроинструмента, осветительных приборов, в том числе и фонариков, и даже электромобилей. Также вы могли встречать их в виде обычных батареек. Среди их недостатков: быстрый разряд, снижение емкости со временем и спад отдачи тока при низких температурах.
- Литий-железо-фосфатные аккумуляторы (LiFePO4), как вы уже поняли, являются подвидом предыдущего типа батарей. Хотелось бы поговорить о них подробнее, поскольку LiFePO4 аккумуляторы набирают все больше популярности. Они работают по принципу взаимодействия химических элементов под названием литий-ферро-фосфаты. Ферро – это железо. Литий-железо-фосфатные батареи обладают стабильным напряжением разряда, длительным сроком эксплуатации и повышенной безопасностью во время работы. Такие тяговые аккумуляторы применяются в электроавтомобилях, электросамокатах и источниках бесперебойного питания. Последнее, из-за тяжелого состояния электрической инфраструктуры, нас интересует больше всего.
Покупайте товары из статьи
Конечно, это далеко не полный список электрических аккумуляторов, которые существуют на рынке в целом и конкретно в ассортименте Эпицентра. Мы перечислили самые популярные виды, с которыми хоть когда-то сталкивался каждый из вас, особенно в связи со сложившейся ситуацией и поиском альтернативных источников электропитания. А теперь давайте посмотрим, как же заряжать разные типы батарей.
Покупайте товары из статьи
Зарядка автомобильных аккумуляторов (свинцово-кислотных)
Почти каждый водитель рано или поздно сталкивается с неприятной ситуацией внезапного разряда аккумулятора. Чаще всего это происходит из-за того, что кто-то забыл выключить освещение в салоне либо же есть неисправности штатного электрооборудования. И как назло, обычно это происходит в один из самых морозных дней в году, что вдвойне неприятно. Давайте разбираться, когда именно надо заряжать аккумулятор и как это делать правильно.
Когда надо заряжать автомобильный аккумулятор
- минимум 2 раза в год (перед и после зимы) нужно заряжать стационарным зарядным устройством, чтобы избежать покрытия сульфатом свинца пластин аккумулятора и ухудшения всех параметров его работы;
- раз в месяц проверять мультиметром клеммы аккумулятора (через 10-12 ч после последней поездки): если напряжение ниже 12,5 В, то лучше организовать подзарядку незамедлительно;
- при полном разряде аккумулятора, что можно понять, если вы попытались завести двигатель автомобиля, но у вас ничего не вышло. Даже если вам удалось «прикурить» свою машину от другой и вы смогли ее завести, все же мы рекомендуем немедленно подзарядить аккумулятор стационарным зарядным устройством.
Покупайте товары из статьи
Несмотря на то, что индикатор заряда аккумулятора горит зеленым, это не означает, что он достаточно заряжен. Дело в том, что там не электронная лампочка, а обычный поплавок, который может показывать некорректный результат в зависимости от наклона устройства.
Как правильно заряжать аккумуляторы, снятые с автомобиля
Итак, автомобильная батарея разрядилась. Вам нужно снять ее и переместить в помещение, дать немного нагреться (оптимальная температура помещения – 20-25 °C). В целом стоит отогреть аккумулятор до комнатной температуры.
Далее можно подсоединить зарядное устройство для свинцово-кислотных аккумуляторов с регулировкой напряжения и зарядного тока. Зарядка должна соответствовать напряжению в диапазоне 14,4-14,8 В. Если регулировка полностью ручная, выставите 14,4 В самостоятельно.
Как проверить емкость аккумулятора
Что касается параметров зарядного тока, то взгляните на аккумулятор, на котором указана емкость в А·ч. Зарядный ток всегда должен быть в 10 раз меньше этого значения. Например, если на автомобильной батарее указана емкость 60 А·ч, то зарядный ток должен составить 6 А.<
Как подключить зарядное устройство к АКБ
Сначала нужно накинуть клеммы «+» к «+» и «-» к «-», не включая зарядку в сеть. Затем подключаете кабель зарядного устройства к розетке, выставляете нужные параметры и нажимаете кнопку старта, если таковая имеется. Для отключения прибора нужно выполнить все те же действия, только в обратной последовательности.
Сколько заряжать аккумулятор
Аккумулятор должен заряжаться, как минимум, до того момента пока зарядный ток не упадет до 1% от емкости батареи. Этот параметр можно проследить по стрелочному индикатору на зарядном устройстве либо же на дисплее, если у вас более современный прибор. Как максимум, аккумулятор стоит заряжать до тех пор, пока сила тока не упадет до 0, для чего может понадобиться еще 10-12 ч. Полная зарядка на маленьких токах значительно увеличивает срок эксплуатации вашего АКБ.
Обратите внимание! Если долго заряжать свинцово-кислотный аккумулятор, то возможен взрыв. Контролируйте процесс и будьте осторожны!
Важно! Не пользуйтесь быстрой зарядкой, даже если она предусмотрена зарядным устройством.
Кстати, в нашей предыдущей статье читайте, как выбрать зарядное устройство, которое не портит аккумулятор автомобиля.

Зарядка гелевого аккумулятора
Как и в случае со свинцово-кислотными, мы не рекомендуем использовать кустарные методы. Лучше приобрести специальную зарядку для гелевого аккумулятора, характеристики которой должны соответствовать параметрам батареи:
- напряжение – до 14 В;
- сила тока – 1/10 от емкости (то есть, если емкость устройства равна 50 А·ч, то сила тока во время зарядки должна быть 5 А).
Среди общих рекомендаций также можно отметить, что нельзя допускать перезаряда аккумулятора. Чтобы понять, что он полностью зарядился, проверьте напряжение на клеммах, которое должно равняться 12,6-13,4 В. Более продвинутые зарядные устройства после полной зарядки переводят аккумулятор в так называемый режим «хранения», что очень удобно. Кстати, лучше, чтобы аккумулятор был всегда заряженным, даже если пока он лежит без дела. И несмотря на то, что гелевые батареи можно свободно переворачивать, все же лучше воздержаться от этих действий сразу после зарядки.
Обратите внимание! Гелевые батареи нельзя заряжать при высоком напряжении.

Зарядка литий-ионных аккумуляторов
Как и с батареями предыдущих двух типов, здесь тоже лучше использовать автоматические зарядки для литий-ионных аккумуляторов. Это надежно и безопасно. Умный прибор выдает постоянный ток с требующимся номиналом напряжения и поддерживает нужный режим заряда в зависимости от стадии процесса.
Покупайте товары из статьи
Что касается нюансов зарядки Li-ion аккумуляторов, они следующие:
- максимально допустимое напряжение должно не превышать 4,2 В с допуском всего 0,05 В, так как это довольно чувствительный вид батарей;
- лучше использовать оригинальное зарядное устройство, если таковое имеется на рынке;
- не допускайте полной разрядки Li-ion аккумуляторов, лучше начать подзарядку уже на 10-20% оставшегося заряда (такая нехитрая рекомендация увеличивает срок жизни прибора с 400-600 полных циклов до 800-1000);
- если планируется длительное хранение акумулятора, лучше, чтобы его заряд составлял 40-50% (полностью заряженная батарея может потерять часть емкости, а максимально разряженная и вовсе выйдет из строя).

Зарядка LiFePO4 аккумуляторов
Для начала вам нужна специальная зарядка для литий-железо-фосфатных аккумуляторов. Подсоедините к ней батарею LiFePO4 по такому же принципу, как мы описывали в разделе про свинцово-кислотные аккумуляторы. Когда зарядка закончится, индикатор загорится зеленым цветом. На это может понадобиться от 2 до 6 ч в зависимости от модели. Но лучше оставить аккумулятор заряжаться еще на 5-8 ч для балансировки процесса. Балансировка допустима не чаще 1-2 раз в месяц.
Обычно зарядка литий-железо-фосфатных батарей происходит в два этапа: стабилизированным током до нужного напряжения и потом при стабильном напряжении до наименьшего зарядного тока. Оптимальное напряжение заряда такой батареи – 3,6-3,65 В.

Отвечая на вопрос, как правильно заряжать аккумулятор, все эксперты твердят в один голос, что лучше использовать специальные зарядные и пуско-зарядные устройства, которые предназначены для каждого конкретного вида батареи. Ну и придерживайтесь всех вышеупомянутых рекомендаций, а также читайте инструкцию по эксплуатации и аккумулятора, и зарядного устройства. Также, возможно, вам будут интересны и другие статьи из раздела «Энергонезависимость».